Cиница Алла Александровна

Творческая мастерская

Аллы Синица

Для меня жить - значит работать.

И.Айвазовский

Хобби

Моя семья

Методические разработки

Классное руководство

Методические объединения

Олимпиадные задания

Мечты из будущего

Макраме

     ИЗ ИСТОРИИ МАКРАМЕ

    Расцвет макраме относится к IX веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

    В XIV веке моряки ознакомили с искусством плетений жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральной соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме гого времени.

    Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

    Были открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5—6 лет. Она ввела новый прием плетения, который теперь носит название «кавандоли». Этот прием построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла. Узор Кавандоли

    Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476—1477 гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.

    В XVII веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии.

    В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.

    Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

    Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название, В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в XIX веке этот вид рукоделия,(ремесла и искусства стали называть макраме. Турецкий узел

    В переводе с турецкого «макрама»- это щарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»— это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом.

    Новая волна возрождения макраме началась в XIX веке. Образцы плетеных изделий того времени, хранящиеся в в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла (репсового и.ии двойного) во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шелковые и хлопчатобумажные нити, шелковый ШНУРОК, золотую канитель, шерсть.

    С двадцатых годов нашего века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетеными изделиями — коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже шторами, кашпо — стали украшать комнаты. Плетеные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое Применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме еще более расширились.

    Применяя, как и раньше макраме для украшения одежды и интерьера комнат, его стали использовать при оформлении общественных помещений. Так, в интерьере кафе «Пасиматимас» в Каунасе (художник В. Барткувене) использовано сочетание макраме и ткачества. На стенах там размещены декоративные элементы, выполненные из веревки. Плетеные светильники удачно сочетаются с преобладающим теплым коричневым цветом помещения. Основным же элементом оформления является панно-макраме.

    В одном из Дворцов культуры Красноярска окна украшены шторами макраме.

    Декораторы музыкального театра им. К. С, Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Москве при оформлении спектакля «Дон-Кихот» использовали технику макраме.

    За последние годы почти на всех выставках декоративно-прикладного искусства у нас в стране всегда бывают представлены работы макраме, выполненные как профессионалами, так и художниками-любителями. Так, художник по гобелену Т. Мязина показала работу в технике макраме «Размышление о подсолнухе» (Зональная подмосковная выставка, 1980 г.) и «Березовая роща» (Всероссийская выставка «По родной стране», 1982 г.). Эти работы проникнуты теплотой и любовью к нашей родной земле.

    Украинский художник Д. А. Захарченко работает в основном как график, но последнее время он обратился к текстилю. Настенные украшения, созданные им из простого материала — пеньковой веревки, не только украшают и смягчают интерьер, но и вносят какую-то неповторимость. Д. А. Захарченко оформил в технике макраме сцену дома композиторов в Киеве.

    В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых использованы главным образом элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь.

    Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы в Прибалтике и уже оттуда распространилась по всей стране. Отвечая на вопросы читателей: «Что такое макраме?», газета «Советская культура» предоставила слово профессору, народному художнику .Латвийской ССР Р. К. Хеймрату - известному мастеру гобелена, участнику крупных советских и зарубежных выставок, создателю национальной школы латвийского гобелена.

    «Макраме... позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера и особенно для костюма надо очень тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов, их плотность и воздушность. Тут основное — чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однотонным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями».

    Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме при Домах и Дворцах культуры. Приемы узелкового плетения изучают дети на уроках в школе. Они с увлечением плетут красивые и нужные вещи.

    Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и... сотворяете чудо.

     МОЁ МАКРАМЕ

Ремешки для часов

    Вот так и я, научившись вязать крючком и спицами, захотела взять верёвку и попробовать сотворить чудо. Самым последним моим чудом был ремешок для часов. Я очень гордилась своим творением и долго его носила.

    Цветы в нашем доме... С ними всегда празднично и уютно. Восточная мудрость гласит: "Если у человека две буханки хлеба, одну пусть он поменяет на цветок, ибо хлеб кормит тело, а цветок кормит душу".

    Цветы, помещенные в плетеное кашпо и удачно размещенные на фоне окна или деревянной панели, - это живая объемная картина - изящная, легкая, радующая глаз.

Плетёное кашпо с сухими цветами

    Не менее удачна другая композиция: сухие цветы на фоне плетеной вещи.

Кашпо с сухими цветами

    Любой цветок своей неповторимой формой и окраской лепестков воспитывает в нас чувство прекрасного. Искусно составленный букет из живых или засушенных цветов может объединить различные по цвету предметы в вашей комнате в единое целое.

    Подвесные кашпо. Они самые разнообразные по форме, так же, как и форма вазонов. Кстати, в качестве вазона можно использовать не только традиционный керамический горшок, но и стеклянный плафон

Кашпо для цветов

    Самое прекрасное то, что такое творение можно подарить. Счастливый владелец такого подарка украсит свой дом и будет вспоминать вас ещё долго.

   А.А.Синица saassl@tut.by

Далее